Л. Керубини опера «Медея»

 

Луиджи Керубини. К большому сожалению в нынешнее время имя этого величайшего композитора у широкой аудитории не пользуется той популярностью, как оно этого заслуживает. К примеру, в XIX веке выдающимися сочинениями Керубини заслушивалась вся Европа, а такие музыкальные гении, как Йозеф Гайдн, Людвиг ван Бетховен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс и Рихард Вагнер не просто восхищались, а даже считали его своим кумиром. Керубини оставил потомкам богатое творческое наследие, в котором предпочтение отдавал оперному искусству. Среди сочинений композитора данного жанра особого внимания заслуживает насыщенная высокой патетикой античная трагедия «Медея», в своё время признанная высшим достижением драматической музыки.

Краткое содержание оперы Керубини «Медея», историю создания и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 
 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Медея сопрано отвергнутая супруга Ясона
Креонт бас царь Коринфа
Ясон тенор предводитель аргонавтов
Главка сопрано дочь Креона
Нерис меццо-сопрано рабыня Медеи

 

 
 

 

Краткое содержание «Медеи»

Действие спектакля происходит в древнегреческом городе Коринфе.

Во дворце царя Креонта, властного правителя Коринфа, идёт подготовка к свадьбе. Его дочь Главка собирается стать женой предводителя аргонавтов Ясона. Однако настроение невесты нельзя назвать радостным: несмотря на то, что служанки её успокаивают и подбадривают, Главка опасается мести отвергнутой жены Ясона - волшебницы Медеи. Девушка любит своего жениха и боится потерять. Она знает, что у Медеи и предводителя аргонавтов подрастают два сына.

Вскоре в тронный зал в сопровождении воинов, аргонавтов и приближённых правителя входят Креонт и Ясон. Царь обещает будущему зятю спрятать и защитить его сыновей, а тот в знак благодарности преподносит Креонту знаменитое золотое руно, добытое им в Колхиде. В тот же момент жених замечает в глазах своей невесты тревогу. Главка поясняет Ясону, что её беспокойство вызывает Медея, ведь она злая волшебница, которая смогла убить даже чудовище. Аргонавт успокаивает свою возлюбленную, заявляя, что сила Медеи мертва. После таких успокоительных слов Креонт и все собравшиеся в зале просят богов осчастливить предстоящий брак.

Неожиданно в зал входит начальник стражи и объявляет о странной женщине, стоящей на пороге дворца. Имени своего она не называет, а её лицо закрыто вуалью. Не успел стражник это произнести, как вбегает Медея и сразу обращается с упрёками к неверному супругу. Ясон пытается прогнать бывшую жену, но та не уходит, а обещает смерть его невесте. Креонт, слыша, как угрожают его любимой дочери, грозит Медее расправой. Затем все, кроме Ясона и Медеи, уходят из зала. Отвергнутая супруга умоляет мужа вспомнить об их любви и жертвах, которые она принесла ради него, но Ясон непреклонен и отвергает Медею. За это она клянётся жестоко отомстить.

 

После разговора с Ясоном, разгневанная Медея выходит из дворца. Навстречу ей спешит служанка Нерида, которая сообщает, что озлобленный народ требует смерти волшебницы. Верная рабыня упрашивает свою госпожу скрыться из города, но героиня противится этому.

Навстречу Медее шествует Креонт со своей свитой. Он предлагает женщине, ради спасения от людского гнева, покинуть его страну. Однако Медея просит правителя милосердно сжалится над ней: не прогонять и позволить увидеть своих любимых детей. Ради этого она готова забыть Ясона. Царь поначалу не приклонен, но затем, всё же поддавшись уговорам женщины, разрешает ей остаться лишь на один день. Креон удаляется, но вскоре появляется, узнавший об уступке императора, разъярённый Ясон. Впрочем, и своего неверного мужа Медее хитростью удаётся упросить этот последний день в Коринфе провести вместе с любимыми сыновьями. Ясон уходит, а подошедшей Нериде Медея приказывает привести её детей и передать Главке магические свадебные дары: накидку и диадему.

Спустя время Медея, стоя у храма Юноны вместе с Неридой, наблюдает за свадебным шествием, проклинает эту процессию и просит богов помочь ей в отмщении. Затем Неринда уходит и по договорённости с Медеей приводит её сыновей в храм. Далее служанка направляется во дворец, чтобы передать невесте отравленные подарки, а Медея в это время у склона горы страдает: она должна отомстить своему коварному мужу, а для этого убить своих сыновей. Вернувшаяся Неринда сообщает, что Главка с благодарностью приняла свадебные дары. Между тем мальчики, увидевшие мать, с радостью подбегают к ней, но Медея отталкивает детей. Она поднимает на них нож, но убить сыновей не может. Понявшая замыслы госпожи, Неринда старается отговорить её от страшного деяния, а затем уходит в храм. Вскоре из дворца раздаётся горестный плачь о том, что Главка умерла. Одновременно Ясон грозит Медее смертью за её коварное преступление. Это совсем разозлило отвергнутую жену: вот теперь она готова убить сыновей. Медея вместе с мальчиками скрывается в церкви, а Ясон, с толпой народа подходящий к дверям храма, видит Неринду, которая сообщает, что Медея совершила кровавое преступление: она убила своих детей. Волшебница тоже выходит из храма, предрекает Ясону скорую смерть, а затем скрывается в объятой пламени церкви.

 

 

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
57 мин. 43 мин. 35 мин.

 Фото:

опера «Медея» опера «Медея» краткое содержание

 

 

Интересные факты

  • Образ царевны Медеи - знаменитой волшебница из Колхиды, предавшей ради любви свою семью, во все времена был весьма популярен у композиторов разных стран. На сегодняшний день известно около сорока различных произведений, среди которых оперы, балеты, мюзиклы и вокальные композиции.
  • Несмотря на то, что Луиджи Керубини считался главным композитором Великой французский революции, после возвращения в 1815 году к власти Бурбонов, он быстро перестроился и сочинил коронационную мессу для Людовика XVIII, а затем памятный Реквием, казнённому в 1793 году Людовику XVI.
  • Луиджи Керубини стоял у истоков создания Парижской консерватории. В 1795 году он начал как инспектор, затем работал там преподавателем. В 1816 году Керубини стал профессором данного учебного заведения, а с 1822 по 1842 год, занимая в консерватории должность директора, сделал её образцом профессионального музыкального обучения, то есть лучшим учебным заведением Европы.
  • При любой власти, которая во Франции в тот период менялась довольно часто, Керубини чувствовал себя очень хорошо. К примеру Наполеон I Бонапарт, возглавивший в 1799 году государственный переворот, а в 1804 году провозглашённый императором, музыку композитора не любил, однако весьма почитал его как музыкального деятеля.
  • С 1784 года Луиджи Керубини являлся членом тайного масонского общества «Сен-Жан де Палестин» Великого востока Франции. При этом стоит отметить, что посвящением в масонские ложи были отмечены такие великие люди мира сего, как Александр Пушкин, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Никколо Паганини, Ян Сибелиус, Джордж Вашингтон.

  

 

История создания

Середина девяностых годов XVIII столетия в жизни итальянца по происхождению, композитора Луиджи Керубини была отмечена особым творческим подъёмом. Необходимо упомянуть, что ещё в двадцать с небольшим молодой и перспективный музыкант, чьи произведения привлекали особое внимание публики, покинул Родину и в поисках европейского признания отправился в Лондон. Там он два года ублажал своим искусством двор английского короля Георга III. Затем Луиджи, перебрался в Париж, находившийся накануне бурных революционных преобразований. Имя Керубини, в то время автора уже большого количества разножанровых произведений, пользовалось популярностью во многих европейских странах, однако предпочтение он отдал именно французской столице, с которой в дальнейшем и связал свой жизненно-творческий путь. Всё дело в том, что композитор в своём творчестве приоритетно относился к оперному жанру, а уже на следующий год после прибытия в Париж, то есть в 1789 году, ему предложили работу в «Театре де Месье в Тюильри», который после переезда во 2-ой округ Парижа, стал известен, как «Театр Фейдо». Занимаемая должность давала возможность Керубини знакомиться с большим количеством либретто и выбирать те, которые наиболее отвечали его замыслам.

Луиджи Керубини

В тот же период, горячо поддерживая идеи о праве народных масс на сопротивление ненавистному самодержавию, Керубини, начал создавать композиции, отвечающие духу эпохи. Его гимны, марши и песни, прославляющие Великую французскую революцию, стали выражением народных устремлений и надежд на лучшее будущее. Такая гражданская позиция помогла музыканту приобрести всеобщее уважение и большой авторитет не только у французского народа, но и у республиканских властей, которые в 1795 году доверили ему заняться организаций и усовершенствованием учебного процесса во вновь созданной Парижской консерватории. Этой работе, в должности инспектора и преподавателя, Луиджи отдавал много энергии и таланта, но при этом не забывал о своём любимом композиторском творчестве. К примеру, развивать тему обличающую насилие и тиранию, а также воспевающую героизм борцов за справедливость, Керубини продолжил в операх «Лодоиска» (1791) и «Элиза» (1794). В них он суммировал все лучшие достижения оперного искусства. Эти творения композитора провозгласили зарождение нового жанра: остросюжетной «оперы спасения». Создавая эти произведения, Луиджи внимательно изучил оперную реформу Кристофа Виллибальда Глюка, и став убеждённым последователем великого композитора, замыслил создать оперу, в которой следовать его преобразованиям. Ярко раскрыть переживания и чувства героев, неразрывно связывая музыку с поэтическим текстом, Керубини решил в сочинении, основанном на трагедии «Медея» французского поэта и драматурга Пьера Корнеля. Написать либретто композитор попросил талантливого литератора Франсуа Бенуа Гофмана. Премьерное исполнение оперы, встретившей тёплый приём публики, состоялось весной 1797 года в «Театре Фейдо». Далее опубликованная партитура произведения живо распространилась по Европе и вскоре музыкальная драма с текстом, переведённым на разные языки и отредактированным музыкальным материалом, была поставлена в Берлине, Вене, а чуть позже в Лейпциге, Лондоне и Мюнхене.

В двадцатом веке убедительный триумф опера Керубини имела в 1953 году. Спектакль был поставлен в рамках фестиваля «Флорентийский музыкальный май». Главную партию в опере исполняла легендарная Мария Каллас.

 

«Медея». Данное остросюжетное творение Луиджи Керубини и сегодня считается одной из самых страстных опер композитора. Такая оценка произведения весьма оправдана, ведь постоянно преследующий главную героиню безжалостный злой рок, заставляет автора окрашивать музыку в мрачные тона, а слушателей держать в постоянном эмоциональном напряжении.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: