Александр Егорович Варламов

 

Александр Варламов. Творчество этого выдающегося композитора явилось яркой страницей в отечественной музыкальной культуре и хорошо известно не только в нашей стране, но и за её пределами. Музыкальное наследие Варламова весьма многообразно, однако во всём мире, среди ценителей классической музыки, он зарекомендовал себя как основоположник и блистательный мастер русского романса. Искренность и чарующая прелесть вокальных миниатюр, впитавших в себя народно-песенные истоки - это отражение мелодического дарования композитора и живой силы его русской души.       

Краткую биографию Александра Варламова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.  

 

 

 

Краткая биография

В самом начале девятнадцатого века, а и именно 15 ноября 1801 года в семье скромного чиновника Егора Ивановича Варламова, проживающего в Москве, произошло радостное событие: родился малыш, которого счастливые родители назвали Александром.

Москва, место рождения Александра Варламова

Мальчик, росший в доброжелательной обстановке, с раннего возраста стал проявлять особый интерес к музыке. Саша заслушивался песнями, а когда немного подрос и услышал скрипку, стал настойчиво просить отца купить ему этот инструмент. Получив желанный подарок, одарённый мальчуган самоучкой овладел скрипкой и не зная нот подбирал знакомые народные мелодии. Однако родители, друзья семьи и соседи удивлялись не только тому как Саша завораживающе наигрывает на инструменте, но и его редчайшему вокальному дару: слушателей покорял высокий и красивый голос юного музыканта. Итак, однажды знакомый Егора Ивановича, услышав игру и пение талантливого мальчугана, посоветовал определить его в Петербургскую певческую капеллу. Основательно поразмыслив, родители всё же приняли решение отдать сына на обучение в этот хоровой коллектив, которым в то время руководил Дмитрий Степанович Бортнянский.

Удивительные музыкальные данные девятилетнего Александра Варламова были по достоинству оценены руководством капеллы, и в начале февраля 1811 года он был зачислен в знаменитый хоровой коллектив малолетним певчим.

Поначалу сверстники подшучивали над мальчуганом, который не расставался со своей скрипкой, наигрывая на ней народные мелодии, но, когда за такое музицирование Сашу похвалил сам Бортнянский, обидчики успокоились и зауважали его.

Скрипка

Пребывание Варламова в капелле принесло хорошие плоды. Он сам научился играть на гитаре, виолончели и фортепиано, а старание и красивый голос помогли ему стать солистом хора. Спустя шесть лет, а точнее когда Александру было без малого шестнадцать лет, его перевели во взрослый хор. Затем через два года, в связи с мутацией голоса, молодой человек оставил капеллу и по переводу отправился в столицу Бельгии для службы великой княгине Анне Павловне, вышедшей замуж за будущего короля Нидерландов – наследника престола Виллема Оранского. По прибытии в Брюссель Варламов получил назначение в Гаагу, где принял должность наставника певчих в посольской русской церкви.

Несмотря на молодость, учитель пения прекрасно справлялся со своими обязанностями: об этом свидетельствует, выданный ему аттестат с высокой оценкой его деятельности. Помимо усердной работы восемнадцатилетний юноша за границей в свободное время обогащался новыми впечатлениями. Он много гулял, восхищаясь природой и архитектурой Гааги, а также посещал оперный театр, в котором выступала прекрасная французская труппа. Варламов старался детально изучить манеру пения иностранных вокалистов, а наведываясь на репетиции спектаклей, внимательно прислушивался к рассуждениям артистов о вокальном исполнительстве. Для этого Александр специально выучил французский язык. Также при каждом удобном случае русский музыкант не упускал возможности послушать инструментальные концерты, на которых наслаждался произведениями Моцарта, Гайдна и Бетховена. Варламов и сам пару раз участвовал в публичных выступлениях как гитарист и вокалист, причём настолько успешно, что в брюссельских газетах напечатали восторженный отзыв о талантливом исполнителе.

Жизнь за границей одаривала Александра яркими впечатлениями и значительно расширяла его кругозор. Помимо этого, именно здесь он встретил свою будущую супругу Шматкову Анну Пахомовну, которая была дочерью камердинера, тоже служившего при дворе великой княгини.

 

 

Возвращение в Россию

В 1923 году Варламов полон надежд на плодотворную творческую жизнь вернулся на Родину. Осенью по приглашению дирекции императорских театров талантливый музыкант был приглашён на работу в Петербургскую театральную школу, для обучения её воспитанниц вокальному искусству. Там Александр три года успешно занимался с учащимися, однако из-за сокращения финансирования ему пришлось расстаться со своими подопечными. Тем не менее Варламов продолжил заниматься вокальной педагогикой: он стал обучать певчих Преображенского и Семёновского полка.

Важно отметить, что после возвращения в Россию Александра интересовала не только педагогическая деятельность. Уже спустя два года в Филармоническом обществе он впервые предстал перед публикой не только как солист – вокалист, но и дирижёр. Данное выступление положило начало регулярной концертной деятельности Варламова. В то время знаменательными событиями в жизни молодого музыканта было знакомство и общение с Михаилом Ивановичем Глинкой, а также рождение первенца Егора. При этом возросшие семейные заботы заставили Александра искать более прочное служебное и материальное положение. Варламов пытался вновь получить место в Певческой капелле, но встретился со значительными трудностями, ведь его покровитель Д.С. Бортнянский к тому времени ушёл из жизни.

Дмитрий Степанович Бортнянский

Только в начале 1829 года Александр вернулся в капеллу и то лишь в должности певчего. Впрочем, на этом посту Варламов пробыл недолго. Новый директор капеллы Ф.П. Львов без промедления оценил педагогический опыт Александра и возложил на него проведение конкурсного отбора среди младших певчих для подготовки из них солистов. Поручение было выполнено настолько превосходно, что Варламова привлекли для работы с этими малолетними вокалистами. Однако, вскоре последовало следующее задание. Весной 1830 года его направили в Москву для обучения синодальных и архиерейских певчих. Данная поездка завершилась тем, что у одарённого композитора, завязавшего новые знакомства, появилось сильное желание обширно продемонстрировать свои творческие способности. Дело в том, что Александра Егоровича очень привлекало светское искусство, а ранее его деятельность ограничивалась в основном духовной музыкой. Будучи в Белокаменной, Варламов договорился о переводе из столичной Певческой капеллы в труппу московского театра на должность помощника капельмейстера, в чью обязанность входило дирижирование оркестром в постановках опер–водевилей.

 
 

 

Московский период

Обосновавшись в Москве в начале 1832 года, Александр Егорович сразу окунулся в кипучую театральную жизнь. Помимо этого, создаваемые им вокальные миниатюры быстро набирали популярность и исполнялись не только в домашней обстановке, но и в спектаклях театра. К примеру, в пьесе Шаховского «Рославлев», музыку к которой сочинил А.Н. Верстовский, прозвучали три песни – одна из них написана Варламовым. Эта композиция была настолько выразительна и отличалась такими художественными достоинствами, что его сочинения стали регулярно включать в новые спектакли и дивертисменты. В прессе время от времени появлялись хвалебные заметки о музыке Варламова, а накануне 1833 года вышел анонс о выходе «Музыкального альбома», состоящего из 9 пьес композитора. Успех авторского сборника привел Александра Егоровича к мысли о периодическом музыкальном журнале. Издание, получившее заголовок «Эолова арфа», выходило всего один год.

Журнал «Эолова арфа»

Прошло немного времени и зарекомендовавшего себя с хорошей стороны помощника капельмейстера ждало значительное повышение по службе. Ему предложили стать «композитором музыки» - место, которое значительно расширяло сферу его деятельности. Теперь Варламов должен был не только дирижировать театральным оркестром, но и сочинять музыку для спектаклей. А тем временем широкую известность приобретали его песни и романсы. Они звучали в исполнении как профессиональных певцов, так и любителей, а также цыганских ансамблей, пользовавшихся в Москве большим успехом. О популярности композиций Александра Егоровича говорил тот факт, что многие его вокальные сочинения ложились в основу прекрасных транскрипций. Так особое внимание к произведениям Варламова проявляли А.Г. Рубинштейн, A.Л. Гурилев, А.И. Дюбюк.

Всеобщее признание Варламова с каждым годом всё более возрастало, и многим завистникам, среди которых главным можно назвать Верстовского, это не нравилось. Он стал настолько притеснять Александра Егоровича в театре, что композитор в 1842 году вынужден был просить дополнительную работу в качестве преподавателя пения в Воспитательном доме. Подлые интриги, приводящие к служебным недоразумениям, заставили Варламова покинуть театр, а в 1845 году переехать в Петербург.

 

 

Петербург

Несмотря на то, что культурная жизнь столицы была богатой и многообразной, Варламову в Петербурге было нелегко. Ему отказали в должности в Певческой капелле и столичные театры для него тоже были закрыты. Впрочем, яркое дарование композитора не дали ему потеряться в большом городе. Творчество Варламова сразу возбудило повышенный интерес художественной интеллигенции, а это значит, что и в Петербурге музыкант обрёл свою публику, а также новых друзей, среди которых важно отметить Александра Даргомыжского. Помимо концертов Александр Егорович зарабатывал на жизнь частными уроками и романсами, которые он сочинял непрерывно до самого последнего своего часа. Композитор скоропостижно скончался в доме своего знакомого доктора П. А. Нарановича 15 октября 1848 года. Причин такого раннего ухода Варламова из жизни было весьма много. Это преследовавшие его постоянно жизненные неурядицы и весьма неправильный образ жизни.

 

Александр Егорович Варламов Александр Варламов

 

Интересные факты

  • Петербургскую Придворную певческую капеллу, в которой начал своё обучение девятилетний Александр Варламов, можно назвать предтечей российского профессионального музыкального образования.
  • Александр Варламов настолько близко общался с Александром Сергеевичем Пушкиным, что был в списке приятелей, приглашённых на мальчишник перед свадьбой великого поэта.
  • К сожалению значительная часть композиций, созданных Варламовым для театральных спектаклей была утрачена во время пожара Большого театра в 1853 году.
  • Современники вспоминали, что Ференц Лист, будучи в Москве пылко восторгался певческим мастерством Варламова. В итоге Александр Григорьевич пригласил великого композитора погостить в своём доме, где затем несколько дней ублажал Листа своим вокальным искусством.
  • Личная жизнь Александра Варламова складывалась неудачно. В Нидерландах он неосмотрительно женился на Анне Шматковой – весьма легкомысленной особе, чьё непристойное поведение заставило чету внезапно покинуть замечательную европейскую страну. Впоследствии, в 1840 году разгульность и безнравственность жены вынудило композитора начать бракоразводный процесс и забрать с собой троих детей. Впрочем, одиноким Александр Григорьевич был недолго. В 1842 году он женился на прекрасной семнадцатилетней девушке М. Сатиной, которая стала композитору верным другом и заботливой матерью его детям.

 

 

Творчество Александра Варламова

Музыкальное наследие Александра Варламова весьма многообразно. Это композиции к театральным спектаклям, два балета, хоровые и фортепианные произведения. Впрочем, основной, то есть значительной частью творчества Александра Егоровича, современниками именуемого певцом человеческих чувств, было сочинение вокальных миниатюр: песен и романсов. В творческом списке Варламова их насчитывается около двух сотен.

Жизненный путь Александра Варламова можно назвать весьма нелёгким и даже тернистым. Дело в том, что в те времена русскому музыканту, не прошедшему обучение у итальянских маэстро, было весьма трудно. Тем не менее Варламов старался преодолевать все препятствия и значимым побуждением к сочинительской деятельности стало его знакомство с Михаилом Ивановичем Глинкой. В 1828 году молодые композиторы замыслили издание совместного «Музыкального альбома». Именно тогда любители домашнего музицирования познакомились с первым произведением Варламова – романсом с французским текстом «Le page». Примерно в то же время он создал пару «Херувимских песен» для хора – самые ранние произведения композитора, которые дошли до наших дней.

Продуктивная композиторская деятельность Александра Варламова началась в московский период, начавшийся 1832 году. В то время из-под его пера выходила одна вокальная миниатюра за другой и большинство из них были созданы для театральных спектаклей. Деятельность Варламова как театрального композитора тоже чрезвычайно разнообразна. Пьес, к которым он сочинял музыку довольно много и характеру они весьма многолики. Композиции Александра Егоровича украшали мрачные трагедии, психологические драмы, романтические мелодрамы и весёлые комедии. Важно отметить, что его совсем не привлекали модные в то время водевили и более притягивали серьёзные сюжеты с национальным колоритом, русскими образами и народными героями. Варламов всегда стремился к полному выражению человеческих переживаний и реалистичному воплощению сценических образов.

Помимо музыки к драматическим спектаклям композитор сочинял и балеты. Их было всего два: «Забавы султана», а также «Хитрый мальчик и людоед». Созданные в 1833 году, они в разное время были поставлены на сцене Большого театра. В оперном жанре свои задуманные планы Варламов осуществить так и не сумел.

Из всего вышесказанного следует, что у Варламова был интерес к разным жанрам, но бесспорно, основное своё творческое внимание он уделял вокальной музыке. Романсы и песни композитор создавал беспрерывно, и они приносили автору завидную популярность. «Красный сарафан», «Горные вершины», «Белеет парус одинокий», «Вдоль по улице метелица метёт», «На заре ты её не буди» удостоились высокого звания драгоценных жемчужин вокальной лирики. Важно отметить, что Варламова привлекало творчество многих поэтов, среди которых необходимо выделить В.А. Жуковского, А.Ф. Мерзлякова, А.А. Дельвига, А.В. Кольцова, Н.Г. Цыганова, А.И. Полежаева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.П. Огарева, А.Н. Плещеева, М.Л. Михайлова, A.А. Фета. При этом некоторые вокальные миниатюры Александр Егорович сочинял на фольклорные, а также на собственные поэтические тексты.

А. Варламов «Красный сарафан»

Помимо музыкального сочинительства Варламов на притяжении всего своего творческого пути большое внимание уделял исполнительскому искусству, которое ярче всего проявлялось в его вокальном мастерстве. Обладая красивым, «исполненным чувства грудным тенором», Александр Егорович регулярно выступал на публике как солист – вокалист и всегда при этом имел огромный успех. Свои углублённые познания Варламов –вокалист изложил в весьма ценном методическом пособии «Полной школе пения». В этом учебнике по вокалу он обобщил свой многолетний педагогический опыт.

Александр Варламов. Музыка этого выдающегося русского композитора, жившего и творившего в позапрошлом веке, сегодня не утратило своей художественной значимости. Его песни и романсы, именуемые жемчужинами вокальной лирики, выдержав испытание временем, прочно укрепились в концертных репертуарах вокалистов и заслуженно пользуются всенародным признанием.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Александр Егорович Варламов