Нино Рота

 

Нино Рота

Он казался человеком не от мира сего. Его способность отрешаться и жить словно вне рамок времени, быта, реалий действительности вызывала неподдельное удивление окружающих. Невероятно скромный, абсолютно равнодушный к материальным благам, славе и борьбе за место под солнцем, он снискал себе лавры «крестного отца киномузыки», нимало не заботясь об этом. Он просто сочинял музыку, которой впервые в истории мирового кинематографа оказалось суждено шагнуть с киноэкрана в самостоятельную жизнь и со временем образовать свой удивительный мир — мир Нино Роты.

Краткую биографию Нино Роты и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая биография

Будущий король киномузыки появился на свет в 1911 году в Милане. Его назвали Джованни Рота Ринальди - в честь деда Джованни Ринальди, который был профессиональным музыкантом и композитором. Мать Нино, Эрнеста Ринальди, тоже была пианисткой, так что фактически Нино Рота стал музыкантом в третьем поколении своей семьи. Не этим ли объясняется его феноменальная музыкальная интуиция, которая позволяла всякий раз безошибочно передавать в музыке оттенки чувств, эмоций, настроения?

Милан

Мать стала первой музыкальной наставницей Нино. Под ее руководством он освоил азы фортепианной игры, а в 8 лет уже пробовал сочинять. Неудивительно, что уже в 11 лет юный композитор прославился как автор оратории «Детство святого Иоанна Крестителя». Ораторию поставили в Париже и Милане, о талантливом ребенке заговорили, и ему даже пришлось давать интервью, по которому можно судить о незаурядной личности мальчика.

В 12 лет Нино Рота стал студентом Римской консерватории. Когда ему исполнилось 15, он сочинил свою дебютную оперу «Король-свинопас», взяв за основу оперного либретто сказку Андерсена, а еще спустя два года закончил обучение в консерватории с красным дипломом.

В 1930 году Рота с подачи дирижера Артуро Тосканини отправился в Америку. Там он поступил в Кёртисовский институт музыки в Филадельфии, где брал уроки композиции и оркестровки. После возвращения домой Нино Рота углубился в изучение литературы, не переставая сочинять музыку. Из-под его вдохновенного пера с одинаковой легкостью выходили оперные и балетные партитуры, симфонические произведения.

Нино Рота

В 1939 году Нино Роту пригласили вести занятия в консерватории Николо Паччини в Бари, и с этого момента консерватория вошла в его судьбу навсегда. В 1950 году он стал ее директором и проработал на этом посту до конца своих дней. Большинство его знаменитых мелодий, пленивших впоследствии не одно поколение кинозрителей, родились именно в поезде, курсировавшем между Римом и Бари. Едва он садился в вагон, он полностью отрешался от окружавшей его дорожной суеты, погружаясь в творчество.

Его роман с кино начался в 1933 году с кинокартины Рафаэлло Матараццо «Treno Popolare», к которому он написал музыку. Правда, о том, что это будет роман, а фильм Матараццо - лишь его пролог, Нино Рота догадывался меньше всего. Будучи серьезным композитором, профессионалом, получившим фундаментальное музыкальное образование, он взялся за свою первую музыкальную киноработу главным образом из любопытства и желания попробовать силы в новом для себя жанре.

 

Его изначальное убеждение, что музыка не должна довольствоваться ролью статичной иллюстрации экранного сюжета, а может выступать как элемент драматургии, быть дыханием и пульсом картины росло и крепло с каждым следующим фильмом. Лучшим подтверждением, что он находится на верном пути, служили слава и признание, которые пришли к композитору после фильмов «Белый шейх», «Дорога», «Ромео и Джульетта», «Рокко и его братья», «Сладкая жизнь», «Крестный отец». Сотрудничать с Нино Ротой почитали за честь самые именитые режиссеры 50-70 годов прошлого века — Лукино Висконти, Франко Росси, Дамиано Дамиани, Франко Дзеффирелли, Фрэнсис Форд Коппола. Но в полной мере его необыкновенный талант и потрясающая творческая интуиция раскрылись в творческом тандеме с Федерико Феллини. Эта встреча стала подарком судьбы для обоих. Режиссер и композитор словно дышали в унисон. Достаточно было намека, который бросал один, чтобы другой подхватил и развил тему до самых глубин ее звучания.

Их сотворчество и дружба продолжались целую четверть века и оборвались только со смертью композитора. Последней их совместной работой стал фильм «Репетиция оркестра». Закончить ее Рота не успел. В 1979 он скоропостижно скончался в Риме от сердечной недостаточности.

 

Федерико Феллини Нино Рота и Федерико Феллини 

 

Интересные факты

  • В творческом багаже Нино Роты - авторство музыки к 150 кинокартинам.
  • Имя композитора носит консерватория в городке Монополи — «Conservatorio Nino Rota».
  • В 1991 году в Москве был организован грандиозный концерт в честь 80-летнего юбилея Роты, где его музыка прозвучала в исполнении оркестровых коллективов Большого театра и Гостелерадио.
  • В 2006 году Театр Луны в Москве показал премьерную постановку «Ноты Нино Роты». Она представляла собой размышления пожилого человека. В воспоминаниях главного персонажа проскальзывают эпизоды, вызывающие ассоциации с картинами Феллини.
  • В 1972 году альбом, в который была включена музыка из «Крестного отца», стал самым продаваемым и удерживал эту планку в течение полугода.
  • Нино Роту называли композитором Феллини, и вполне оправданно: из 23 фильмов, созданных мэтром итальянского кинематографа, в 17 звучит музыка Нино Роты.
  • На похоронах Феллини наряду с обрядовыми мессами можно было услышать музыку Нино Роты.
  • Роту связывали дружеские отношения с Игорем Стравинским.
  • Мультипликатор Мэтт Гроунинг, желая донести до композитора Дэнни Эльфмана свое видение музыкального сопровождения к знаменитому мультсериалу «Симпсоны», дал ему послушать кассету, где среди других мелодий была запись саундтрека Нино Роты к фильму «Джульетта и духи».
  • Нино Рота умел немного говорить по-русски. Своему племяннику Марчелло Роте, ставшему дирижером, он говорил: «Марчелло, лучшие в мире музыканты и оркестры — советские, и если тебе посчастливится с ними играть, неплохо было бы знать русский язык».
  • В мире фигурного катания король киномузыки считается одним из композиторов, чья музыка помогает выигрывать Олимпийские игры. На последних пяти Белых олимпиадах его музыка звучала в пяти произвольных программах спортсменов, поднявшихся в итоге на пьедестал. Наиболее популярны у фигуристов саундтреки к «Ромео и Джульетте» и «Крестному отцу».
  • В картине своего друга Феллини «Восемь с половиной» Нино Рота фигурирует не только как автор музыки, но и единственный раз появляется в кадре в эпизодической роли.
  • Тема любви из «Крестного отца» является популярной во всем мире. На эту музыку написаны тексты на различных языках - китайском, норвежском, португальском, фарси и других.

 

 

Лучшие саундтреки

Тема любви к фильму «Крестный отец». Фильм по сей день занимает вторую позицию в перечне лучших фильмов американского кинематографа, согласно утверждению Американского института киноискусства, и это в немалой степени заслуга Нино Роты, написавшего к нему исключительную по силе воздействия на человеческую душу музыку. Автором слов к песне «Speak softly love», прозвучавшей в фильме, является Ларри Кусик. Кстати, он же написал текст песни, которую можно услышать в фильме «Ромео и Джульетта».

На музыке из «Крестного отца» построена драматургия мультипликационного фильма «Контакт», вышедшего на советский экран в 1978 году.

«Крестный отец» (слушать)

 

Тема любви из фильма «Ромео и Джульетта». Композитор выстроил ее таким образом, что в ней отчетливо чувствуются музыкальные интонации эпохи Возрождения. В версии фильма, рассчитанной на итальянскую аудиторию, песню, которая звучит во время первой встречи героев, исполняет Бруно Филиппини. В более распространенном англоязычном варианте мы слышим голос Глена Вестона.

«Ромео и Джульетта» (слушать)

 

 

Этапы творчества: от плагиата до шедевра

Для большинства Нино Рота является композитором, чье имя неотделимо от кинематографа. Но репутация короля киномузыки, сложившаяся еще при жизни Роты, на самом деле глубоко уязвляла маэстро, и не без оснований. Нет, он не изменил своим убеждениям и, в отличие от многих своих коллег и критиков, никогда не считал музыку кино несерьезным жанром. Но, кроме саундтреков к фильмам, итальянский композитор за свою жизнь написал 10 опер, три балета, несколько симфоний. В 1942 г. с большим успехом в Парме прошла премьера его трехактной оперы «Ariodante». В 1945 г. Рота обратился к известной комедии «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и создал оперу «Il capello di paglia di Firenze». Правда, ее партитура пылилась в столе добрый десяток лет, пока в 1955 году приятель Роты, назначенный директором театра и знавший о существовании оперы, не проявил настойчивость, буквально заставив рассеянного композитора отыскать рукопись и реанимировать ее. Постановку ждал небывалый успех, и сейчас «Il capello di paglia di Firenze» является самой популярной из написанных композитором опер.

Опера «Il capello di paglia di Firenze»

Впрочем, споры вокруг его оперных партитур не утихают до сих пор. Ряд исследователей и критиков упрекают Нино Роту в подражательстве знаменитым соотечественникам - Пуччини, Россини, Доницетти, а некоторые и вовсе в плагиате конкретных отрывков. Влияние знаменитых оперных композиторов на творчество Роты, действительно, имеет место быть, но оно обусловлено его личными музыкальными пристрастиями, искренним восхищением музыкой своих великих предшественников. С обвинениями в плагиате Нино Роте приходилось в течение жизни сталкиваться неоднократно. Чего стоит история с несостоявшимся «Оскаром», на который его сначала номинировали за музыку к картине Копполы «Крестный отец», но в последний момент убрали из списка номинантов - именно из-за плагиата. В тот раз дотошные киноведы и критики упрекнули Роту в том, что он позаимствовал музыку у... самого себя, и эта мелодия уже звучала раньше в фильме «Фортунелла» (1958 г.)

Но время все расставило по местам. Нино Роте все же вручили заслуженный «Оскар» - за музыку ко второй части «Крестного отца». А интерес к его оперному наследию сегодня постепенно возрождается. В 2000-х годах в Европе было осуществлено сразу несколько постановок оперы Роты «Волшебная лампа Аладдина», написанной им еще в 1968 году. Она с успехом прошла в Вене, Люксембурге, Лозанне, а в 2015 г. ее премьера состоялась на сцене Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

 

Понять секрет музыки Нино Роты, трогающей самые сокровенные струны души, невозможно — как невозможно объяснить действие алхимии. «Волшебник из Бари», которого при жизни друзья и знакомые звали Ангелом за его кроткий нрав и не сходившую с лица безмятежную улыбку, обладал на самом деле редкой проницательностью во всем, что касалось глубин человеческой натуры, поэтому его музыка с первых тактов берет в плен и уводит за собой в мир, где можно найти ответы на любые вопросы, если прислушаться к голосу сердца.

 


Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: