Балет «Пахита»

 

Цыгане. Об этом загадочном, жизнерадостном и талантливом народе ходит довольно много мифов и легенд, и потому он всегда привлекал к себе повышенный интерес. Цыгане не имеют ни родины, ни гражданства, но расселившись по всей планете, своим богатым и уникальным фольклором оказывают весомое влияние на культуру тех стран, где временно обосновались. Так знаменитое фламенко из Андалусии впитало в себя элементы энергичных цыганских танцев, а великий композитор Ференц Лист отразил мотивы вольнолюбивой народности в своих знаменитых «Венгерских рапсодиях». Цыгане частенько становились героями литературных произведений, о них снимали фильмы, сочиняли оперы, а также балеты. Один из них «Пахита» - хореографический спектакль, который всегда привлекал внимание зрителей.

Краткое содержание балета «Пахита», историю создания и интересные факты об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Описание

Пахита цыганка
Люсьен д'Эрвильи французский офицер
Граф д'Эрвильи французский генерал
Графиня д'Эрвильи матушка графа д'Эрвильи
дон Лопес де Мендоса губернатор провинции в Испании
Донья Серафина сестра дона Лопеса де Мендоса
Иниго вожак цыганского табора

 

 

 

Краткое содержание балета «Пахита»

Действие балета происходит в живописных окрестностях Сарагосы в начале второго десятилетия XIX века, когда Испания была оккупирована наполеоновскими войсками.

К скале, на которой установлена мемориальная доска, движется процессия, возглавляемая французским генералом графом д'Эрвильи, его матушкой и сыном Люсьеном - тоже офицером французской армии. Их сопровождают: губернатор данной провинции - испанский дворянин дон Лопес де Мендоса, ненавидящий французских захватчиков, а также его сестра Серафина. Памятник воздвигли по указанию генерала на месте гибели его брата Карла, невестки и маленькой племянницы, убитых злодеями много лет назад во время их путешествия по Испании. Рассматривая сделанную скульптором надпись, генерал и его родственники испытывают глубочайшую скорбь. Губернатор тоже делает вид, что опечален и также лицемерно извещает гостей о сельском празднике, который якобы решили приурочить к приезду французских знатных гостей. Серафина тем временем, несмотря на всю драматичность события, пытается заигрывать с молодым д'Эрвильи. Генерал, заметив такое внимание к своему сыну, воспринимает это весьма радушно, ведь он не против если между молодыми людьми возникнут романтические отношения. Такое развитие событий по определённым причинам совершенно не нравится дону де Мендоса, да и Люсьен от них не в восторге, так как Серафина ему совсем не нравится.

После того как важные персоны удалились с поляны, к ней по горной дороге с кибитками стали спускаться цыгане, а спустя время к табору присоединился их вожак, которого зовут Иниго. Он сообщает ромалэ, что их пригласили повеселить гостей на сельском празднике, а между тем глазами ищет самую искусную и красивую танцовщицу Пахиту, в которую безумно влюблён. Не увидев объект своей страсти, вожак начинает сердиться и заставляет своих подчинённых найти её. Впрочем, искать девушку долго не пришлось. Вскоре она сама появилась, неся в руках букет полевых цветов. Встретив Пахиту, гордый предводитель, объясняется ей в любви и обещает стать её верным рабом. Однако девушка даёт Иниго понять, что никаких чувств к нему не питает, а потому не примет его ухаживаний.

Сконфуженный Иниго удаляется, а Пахита, оставшись одна, внимательно осматривает местность. У неё создаётся впечатление, что она здесь уже была. Непроизвольно в памяти девушки начинает вырисовываться страшное событие: молодой офицер несёт на руках маленькую девочку, затем падает замертво, а ребёнка забирают неизвестные люди. Пахита машинально достаёт припрятанный миниатюрный портрет, который был у девушки с детства. На нём был изображён портрет молодого мужчины, которого Пахита не помнила, но чувствовала, что он дорог её сердцу.

Размышления девушки прерывают голоса собирающихся на праздник людей. После того как гости удобно устроились на заранее приготовленные места, началось веселье с задорными цыганскими танцами. Вслед за тем как красочное представление завершилось, Иниго заставляет Пахиту собрать деньги со зрителей. Девушка неохотно повинуется, а обходя гостей, заметила, что особо щедрое вознаграждение внёс молодой офицер. Когда Пахита передала собранные деньги Индиго, он расценил, что этого мало и стал заставлять девушку ещё танцевать перед гостями. Пахита отказывается, а в ответ разозлившийся вожак хочет её ударить, но за девушку заступается Люсьен. Успокаивая цыганку и внимательно всматриваясь в её нежное и благородное лицо, молодой человек серьёзно задумывается о том, как Пахита попала в табор: видимо здесь есть какая-то тайна. Люсьен обращается с этим вопросом к Иниго, но тот отвечает, что девушка его родственница. Молодой офицер вождю не верит и, подведя красавицу к своей бабушке, вновь спрашивает девушку о её происхождении. В ответ Пахита хочет показать секретный портрет, но он исчез. Дело в том, что медальон девушка потеряла во время перепалки с Иниго, а вожак его подобрал. Пахита конечно же расстроена исчезновением дорогой для неё вещи, но желая выразить признательность за участие в её судьбе, сама начинает воодушевлённо танцевать. Тем временем Мендоса и Иниго, замышляя зло, внимательно следят за зарождающимися романтическими отношениями между Люсьеном и Пахитой. Губернатор, после завершения праздника намекает цыганскому вождю, что им необходимо вновь увидеться и поговорить. Вскоре эта встреча состоялась и на ней злодеи договорились убить Люсьена.

Пахита вновь возвращается на поляну с памятником, а следом за ней туда же приходит Люсьен и признаётся девушке в искренней любви. За этим романтическим свиданием тайно наблюдает Иниго. Он вмешивается в трогательную сцену, и тем самым заставляет молодых людей разойтись в разные стороны.

Приближается день отъезда французских гостей. Чтобы оказать им особый знак внимания, губернатор приказалселянам принести и подарить важным визитёрам цветы. Букет Люсьену дарит молодая цыганка и при этом сообщает, что они от Пахиты, которая хочет с ним встретиться вновь.Тем временем Пахита постоянно вспоминает Люсьена и даже по прибытии в своё бедное цыганское жилище, она думает только о нём. Однако её мечты прерывает Иниго, который приходит с человеком с маской на лице. Девушка прячется, но из своего укрытия в пришедшем человеке узнаёт губернатора. Иниго рассказывает ему, как будет расправляться с Люсьеном. Сначала французу в вино добавят снотворное, а когда он уснёт, тогда убьют. В скором времени, после того, как ушёл дон Мендоса, в жилище появился Люсьен. Он приметил, куда направился табор и затем незаметно проследовал за ним. Пахита осознавая, что её возлюбленному грозит смертельная опасность, знаками предупреждает его об угрозе и всячески старается помешать Иниго. Девушка хитростью меняет стаканы с вином и в результате бокал с сонным зельем выпивает цыган.  Когда уснувший вожак упал на пол, у него из кармана вылетел украденный медальон. Не теряя времени Люсьен и Пахита покилают злополучное место.

Тем временем в Сарагосе, в доме французского коменданта устроили роскошный бал. Праздник посвящён погибшему брату генерала д'Эрвильи, а потому на самом почётном месте установлен его портрет. В зал входят граф с матушкой и губернатор с сестрой. Пожилая дама внимательно рассматривает гостей, но не найдя среди них Люсьена, начинает тревожиться. Генерал успокаивает мать, но и сам сильно разволноваться. Вдруг танцующие гости расходятся в разные стороны, а в центр зала выходят Пахита и Люсьен. Молодой человек рассказывает об угрожающей ему опасности и о своём спасении. При этом Люсьен объявляет, что влюблён в Пахиту и хочет на ней жениться. Сама девушка, понимая разницу в их общественном положении, хочет удалиться, однако её взгляд останавливается на губернаторе. Пахита указывает на него и говорит, что это тот человек, который договаривался с Иниго об убийстве Люсьена. После такого разоблачения дона Мендоса арестовывают и уводят под конвоем, а Пахита вдруг примечает на стене большой портрет. Она вглядывается в нарисованное на нём лицо и машинально достаёт медальон, чтобы сравнить изображения. Выясняется, что брат графа д'Эрвильи – это отец Пахиты, которую после смерти родителей приютили и воспитали цыгане. Все счастливы: генерал нашёл племянницу, бабушка – внучку, а Люсьен теперь может жениться на любимой девушке.

 

 

 Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
45 мин. 25 мин. 40 мин.

Фото:

балет «Пахита» балет «Пахита» краткое содержание

 балет Пахита краткое содержание

 

Интересные факты

  • Эдуард Дельдевеза – автор оригинальной партитуры балета «Пахита» был весьма известным скрипачом – лауреатом музыкальных конкурсов, дирижёром и композитором. Его творческое наследие включает в себя оперы, балеты и лирические сцены, а также симфонии, кантаты, различные камерные и духовные произведения. Дельдевеза начинал скрипачом в Парижской опере, затем там же стал вторым, а со временем и первым капельмейстером.
  • Важно отметить, что Люсьен Петипа, когда участвовал в премьерном показе балета «Пахита» в Парижской Опере занимал должность первого танцора.
  • Балет «Пахита» значится как первый хореографический спектакль, который великий «русский» балетмейстер Мариус Петипа поставил на российской сцене.
  • На премьере «Пахиты» присутствовал император Николай I. Видимо русскому царю спектакль очень понравился, а потому через неделю он прислал Петипа украшенное бриллиантами дорогое рубиновое кольцо.
  • В нынешнее время Гран-па из балета «Пахита», музыку к которому сочинил Л. Минкус, а Мариус Петипа добавил в постановку 1881 года, во всём мире считается шедевром балетной классики.
  • Гран-па из балета «Пахита», длится 25 минут и в нынешнее время живёт самостоятельной жизнью. Его возрождали неоднократно, а за возобновление вызывающего восхищение произведения искусства следует сказать спасибо Анне Павловой, Рудольфу Нурееву, Наталье Макаровой, Константину Боярскому, Никите Долгушину, Олегу Виноградову.

 

 

Краткая история создания балета «Пахита»

То, что мы можем сегодня восхищаться балетом «Пахита», музыку к которому сочинил композитор Эдуард Дельдевеза, прежде всего необходимо выразить благодарность французскому драматургу Полю Фуше. Будучи шурином самого Виктора Гюго, он тоже стремился развивать свои литературные способности. Старания Фуше не прошли даром, и в 1838 году с большим успехом на одной из крупнейших театральных площадок Парижа «Порт-Сен-Мартен» прошла премьера его пьесы «Дон Себастьян Португальский», которая впоследствии легла в основу знаменитой оперы Доницетти «Дом Себастьяна». Помимо драматических пьес, которых в творческом наследии Поля Фуше насчитывается более двух десятков, он также сочинял либретто к операм и балетам. Так в начале сороковых годов позапрошлого века он создал текстовую основу для хореографического спектакля «Пахита». Дело в том, что в тот период была весьма модна цыганская тематика, вот и Фуше решил соответствовать новым веяниям. За основу сюжетной линии он взял новеллу Мигеля де Сервантеса, написанную писателем ещё в начале XVII века, однако значительно её переработал. К сожалению история умалчивает о том, кто стал инициатором создания данного сценария. Возможно это был сам Фуше, но может быть он исполнил просьбу талантливого музыканта-скрипача Эдуард Дельдевеза, который в то время работал в Парижской Опере, но также увлекался сочинением музыки. К примеру, в 1844 году в его театре был поставлен балет «Леди Генриетта, или Гринвичская служанка», который явился плодом совместного творческого содружества Ф. Бургмюллера, Ф. Флотова и Э. Дельдевеза. Видимо премьера имела успех, а потому Дельдевеза решил уже самостоятельно сочинить музыку к балетному спектаклю.

Эдуард Дельдевеза

Вдохновившись романтическим сюжетом «Пахиты», композитор незамедлительно приступил к созданию партитуры. Когда работа была завершена и одобрена дирекцией Парижской Оперы, к постановке был привлечён хореограф Жозеф Мазилье. Мировая премьера балета состоялась весной 1846 года. Главную роль в двухактном спектакле исполнила знаменитая Карлотта Гризи, а её партнёром был Люсьен Петипа. В семье этого талантливого танцора и отец, которого звали Жан-Антуан, и младший брат Мариус являлись артистами балета, а потому они присутствовали на премьерном спектакле и по достоинству оценили постановку «Пахиты».

Спустя год, по стечению определённых обстоятельств, а вероятнее всего по распоряжению судьбы, младший Петипа был приглашён российскими властями в Санкт-Петербург, как танцор и балетмейстер в Большой (Каменный) театр. По просьбе театральной дирекции в творческом содружестве с другим французским хореографом Пьером Фредериком Малавернем, он за три недели поставил по-своему отредактированную «Пахиту» в столице России и сам исполнил в спектакле главную мужскую роль. Премьерный показ балета в Санкт-Петербурге состоялся уже в начале осени 1847 года, а ровно через год постановку с наивным мелодраматическим сюжетом увидели жители Москвы. С тех пор прошло тридцать с лишним лет, а именно в 1881 году, уже будучи знаменитым хореографом, Мариусу Петипа вновь пришлось вспомнить «Пахиту» - свой первый российский спектакль. Поводом для возрождения балета послужил бенефис Екатерины Вязем – балерины Императорского Мариинского театра. Чтобы сделать спектакль ещё более впечатляющим, Петипа решил расширить хореографию балета и превратить 2-х актный балет в 3-х актный. В заключительном действии он представил зрителям свадебный праздник главных героев с новыми, интересными танцами. Музыку Мариус Иванович попросил дописать Людвига Минкуса – композитора, с которым плодотворно сотрудничал в последнее время. Именно данная версия балета «Пахита», которую Петипа представил в 1881 году, сегодня признаётся классической.

 

«Пахита». Этот восхитительный балет, созданный почти два столетия назад композитором Эдуардом Дельдевеза, а затем дополненный Людвигом Минкусом, постоянно пользовался завидной популярностью. Спектакль с выразительной музыкой и в сочетании с эстетикой танцевальных образов выдающегося мастера классического танца Мариуса Петипа, сразу был весьма высоко оценен. Причисляемый к балетным легендам XIX века, он и в нынешнее время является хитом хореографического искусства, который украшает репертуар музыкальных театров по всему миру.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Балет «Пахита»